Содержание
ЭЦП – это аналог собственноручной подписи. ЭЦП позволяет идентифицировать подписавшее лицо, а также защитить документ от подделки и искажения информации.
Ничем. ЭЦП и ЭП это одно и тоже. Определение «электронная цифровая подпись» (ЭЦП) на данный момент является устаревшим. Термин ЭЦП был введен в 2002 году с принятием закона № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и утратил силу с 1 января 2014 года, когда вступил в силу закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Обратите внимание! В 2025 году ЭЦП для ООО или ИП выпускается бесплатно в налоговой инспекции. Обычные физические лица могут получить ЭЦП в удостоверяющих центрах. Подробнее об этом — в конце статьи.
Сферы применения ЭЦП различны. К ним относится:
Существует три вида ЭЦП:
Посредством применения кодов, паролей или иных средств, простая ЭЦП подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом. Данный вид ЭЦП имеет низкую степень защиты и применяется в основном для получения государственных и муниципальных услуг при которых не требуется применение более защищенных видов ЭЦП. Также примером использования простой ЭП является оплата услуг или перевод средств через интернет-банк.
Примечание: простая электронная подпись не защищает документ от подделки и внесения в него изменений.
Неквалифицированная ЭП (НЭП), помимо удостоверения лица, подписавшего документ, позволяет защитить информацию, содержащуюся в документе от подделки и искажения. Данный вид ЭП имеет среднюю степень защиты и для его использования необходим сертификат ключа проверки.
Например, с помощью НЭП гражданин может подписать и направить в налоговый орган сформированную в личном кабинете налогоплательщика декларацию по форме 3-НДФЛ для получения имущественного, социального (за обучение и лечение) или стандартного вида вычетов.
Усиленная ЭП имеет самую высокую степень защиты и применяется в большинстве сфер. Документ, подписанный квалифицированной подписью, признается равным бумажному документу с собственноручной подписью и не требует каких-либо дополнительных соглашений и подтверждений.
Примечание: ряд документов налогового и бухгалтерского учета может быть подписан только квалифицированной электронной подписью, например, годовая бухгалтерская отчетность, налоговые декларации, заявления о постановке на налоговый учет, о смене системы налогообложения и т.д.
Порядок получения электронной подписи зависит от ее вида и от категории получателя.
Для получения простой электронной подписи каких-либо особенных действий совершать не нужно. Например, для получения услуги на сайте необходимо ввести логин и пароль, или CVC-код в соответствующую форму.
Неквалифицированную ЭП для ФНС человек может сформировать самостоятельно в Личном кабинете налогоплательщика — физического лица.
Для получения квалифицированной подписи физического лица (обычного, не ИП) ему необходимо обратиться в удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязи.
Для получения КЭП для ИП или директора организации нужно обратиться в налоговую инспекцию или к одному из доверенных лиц ФНС с подходящим носителем (токеном). КЭП выпускается бесплатно. Более подробно про порядок получения ЭЦП для бизнеса можно узнать здесь.
Если электронная подпись нужна рядовому сотруднику, он должен получить обычную КЭП физлица в удостоверяющем центе. А руководитель организации или ИП должен выписать к ней электронную доверенность.