Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) для ИП и ООО

Поделиться

ЭЦП – это аналог собственноручной подписи. ЭЦП позволяет идентифицировать подписавшее лицо, а также защитить документ от подделки и искажения информации.

Чем отличается электронная цифровая подпись (ЭЦП) от электронной подписи (ЭП)?

Ничем. ЭЦП и ЭП это одно и тоже. Определение «электронная цифровая подпись» (ЭЦП) на данный момент является устаревшим. Термин ЭЦП был введен в 2002 году с принятием закона № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и утратил силу с 1 января 2014 года, когда вступил в силу закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Обратите внимание! В 2025 году ЭЦП для ООО или ИП выпускается бесплатно в налоговой инспекции. Обычные физические лица могут получить ЭЦП в удостоверяющих центрах. Подробнее об этом — в конце статьи.

Для чего нужна ЭЦП

Сферы применения ЭЦП различны. К ним относится:

  1. Электронная отчетность в государственные органы. Документ, подписанный ЭЦП, имеет юридическую силу и потому может применяться при сдаче отчетности в электронной форме в государственные органы: таможенные, налоговые, внебюджетные фонды, органы статистики и учета и др.
  2. Электронные торги (коммерческие или по госзаказу). Торги в электронном виде проводятся на электронных торговых площадках. Для регистрации на них, отправки заявок и подписания контрактов поставщикам необходим сертификат ЭЦП.
  3. ЕГАИС. ЭЦП необходима для регистрации в ЕГАИС. На крипто-ключ JaCarta записывается сертификат электронной подписи. Ключ необходим для защиты информации, передаваемой в ЕГАИС, а также он используется непосредственно для соединения с системой. С помощью крипто-ключа документам присваивается электронная подпись и они приобретают юридическую силу.
  4. Корпоративный документооборот. Являясь полным аналогом собственноручной подписи ЭЦП может использоваться при визировании абсолютно любых документов, как внутренних, так и внешних. Применение ЭЦП в документообороте организации и ИП значительно сократит время подготовки, подписания и доставки документов до адресата.
  5. Электронная регистрация сделок с недвижимостью. ЭЦП значительно упрощает и удешевляет процедуру регистрации сделок по купле-продаже недвижимости и получения выписок из ЕГРП о сделках с переходом прав на недвижимость.
  6. Госуслуги. С помощью ЭЦП любой гражданин может направлять обращения и заявления в государственные и муниципальные органы («электронное правительство», «электронный гражданин»).

Виды электронно-цифровой подписи (ЭЦП)

Существует три вида ЭЦП:

  1. Простая электронная подпись.
  2. Усиленная неквалифицированная подпись.
  3. Усиленная квалифицированная подпись.

Простая электронная подпись

Посредством применения кодов, паролей или иных средств, простая ЭЦП подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом. Данный вид ЭЦП имеет низкую степень защиты и применяется в основном для получения государственных и муниципальных услуг при которых не требуется применение более защищенных видов ЭЦП. Также примером использования простой ЭП является оплата услуг или перевод средств через интернет-банк.

Примечание: простая электронная подпись не защищает документ от подделки и внесения в него изменений.

Усиленная неквалифицированная электронно-цифровая подпись

Неквалифицированная ЭП (НЭП), помимо удостоверения лица, подписавшего документ, позволяет защитить информацию, содержащуюся в документе от подделки и искажения. Данный вид ЭП имеет среднюю степень защиты и для его использования необходим сертификат ключа проверки.

Например, с помощью НЭП гражданин может подписать и направить в налоговый орган сформированную в личном кабинете налогоплательщика декларацию по форме 3-НДФЛ для получения имущественного, социального (за обучение и лечение) или стандартного вида вычетов.

Усиленная квалифицированная электронно-цифровая подпись

Усиленная ЭП имеет самую высокую степень защиты и применяется в большинстве сфер. Документ, подписанный квалифицированной подписью, признается равным бумажному документу с собственноручной подписью и не требует каких-либо дополнительных соглашений и подтверждений.

Примечание: ряд документов налогового и бухгалтерского учета может быть подписан только квалифицированной электронной подписью, например, годовая бухгалтерская отчетность, налоговые декларации, заявления о постановке на налоговый учет, о смене системы налогообложения и т.д.

Как получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП)

Порядок получения электронной подписи зависит от ее вида и от категории получателя.

Для получения простой электронной подписи каких-либо особенных действий совершать не нужно. Например, для получения услуги на сайте необходимо ввести логин и пароль, или CVC-код в соответствующую форму.

Неквалифицированную ЭП для ФНС человек может сформировать самостоятельно в Личном кабинете налогоплательщика — физического лица.

Для получения квалифицированной подписи физического лица (обычного, не ИП) ему необходимо обратиться в удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязи.

Для получения КЭП для ИП или директора организации нужно обратиться в налоговую инспекцию или к одному из доверенных лиц ФНС с подходящим носителем (токеном). КЭП выпускается бесплатно. Более подробно про порядок получения ЭЦП для бизнеса можно узнать здесь.

Если электронная подпись нужна рядовому сотруднику, он должен получить обычную КЭП физлица в удостоверяющем центе. А руководитель организации или ИП должен выписать к ней электронную доверенность.