Входит в группу
компаний
1С

Что делать при смене прописки ИП?

13 января 2023 Автор:

Индивидуального предпринимателя регистрируют по месту его жительства. Обычно это постоянная прописка в паспорте, но если ее нет, то допускается адрес временной регистрации. Что делать при смене прописки ИП? Надо ли сообщать в налоговую об этом?

Регистрационный учет физических лиц

Индивидуальные предприниматели стоят на учете по территориальному признаку, т.е. в той налоговой инспекции, которой подведомствен адрес их места жительства. Но если ИП работает патенте, то его дополнительно ставят на учет по месту деятельности. Это может быть та же самая ИФНС или другая.

Например, предприниматель, прописанный во Владимире, оказывает бытовые услуги в Московской области. В качестве плательщика ПСН он стоит на учете в подмосковной ИФНС, но основным местом учета для него будет Владимир. И если он сменит прописку, то его дело налогоплательщика будет передано из Владимира в ИФНС по новому адресу. При этом в Московской области он по-прежнему будет числиться, как плательщик ПСН, если, конечно, продолжает вести эту деятельность.

А вот официального понятия юридического адреса для ИП нет, поэтому предприниматель не может зарегистрировать бизнес на адрес арендованного офиса или другого коммерческого объекта.

Надо ли сообщать в госорганы о смене прописки предпринимателя

Итак, если ИП меняет прописку, то с этим может быть связана и смена налоговой инспекции, где он стоит на учете. Так бывает не всегда, ведь переезд может произойти в пределах одного муниципального образования. Но и в этом случае ИФНС должна знать точный адрес предпринимателя для связи с ним. Как инспекция решает этот вопрос? Надо ли идти в налоговую и предъявлять паспорт с новым адресом?

Организации при смене юридического адреса должны сообщать в ИФНС об этом факте, подав заявление Р13014. Но для индивидуальных предпринимателей все гораздо проще – налоговая инспекция получает сведения об изменении их адреса от Федеральной миграционной службы.

Об этом говорится в статье 85 НК РФ, в соответствии с которой данные нового адреса ИП должны поступить в инспекцию в течение десяти рабочих дней. После этого у ИФНС есть еще пять рабочих дней, чтобы внести запись о смене адреса в государственный реестр. То есть через 15 рабочих дней можно самостоятельно проверить в реестре, зафиксирован ли в ЕГРИП факт смены прописки.

Обратите внимание, что реальный адрес ИП в реестре не указывается, потому что эта информация защищена законом о персональных данных. Однако в выписке ЕГРИП вы должны увидеть, что в реестр внесена запись, с указанием причины «Внесение сведений об изменении адресов ФЛ (по данным ФМС России)».

Что делать при смене прописки, если такую запись в ЕГРИП вы не обнаружили? Возможно, произошел технический сбой, тогда стоит уточнить этот вопрос в своей прежней инспекции. Можно подготовить для этого форму Р24001, где указать новый адрес ИП.

Кроме того, если известно, что после смены адреса вы будете стоять на учете в другой налоговой, стоит провести сверку расчетов с бюджетом. Тогда, при возникновении вопросов по оплате налогов и взносов, не придется решать их в прежней инспекции.

Что касается других государственных органов, таких как ПФР, ФСС, Росстат, то смена адреса ИП – не повод в них обращаться. По Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1092, информацию о новом адресе предпринимателя им передает налоговая служба. Срок сообщения – пять рабочих дней.

Таким образом, в течение месяца после того, как ИП сменил прописку, об этом должны быть поставлены в известность органы, контролирующие его деятельность. Причем это происходит по каналам межведомственного взаимодействия, без участия самого предпринимателя.

Надо ли кого-то уведомлять о смене адреса

Итак, мы выяснили, что вся процедура смены адреса ИП проходит при участии ИФНС. Самому предпринимателю надо только проверить в реестре, что в него внесена соответствующая запись.

Нужно ли кому-то еще знать о том, что ИП теперь проживает по другому адресу? Это зависит от условий заключенных договоров. Например, многие банки, которые занимаются обслуживанием бизнеса, требуют своевременно сообщать об этом факте. Такое же условие может содержаться в договорах с партнерами. Кроме того, если в лицензии на определенный вид деятельности, выданной ИП, указан его адрес, то документ надо переоформить.

Остались вопросы?
На этом сайте вы можете бесплатно задать свой вопрос нашему специалисту в разделе вопросов и ответов.
Восстановление пароля
Вход
Регистрация
Спасибо за регистрацию! Сейчас вы будете перенаправлены на форму входа...
Нажимая на кнопку «Получить консультацию», вы соглашаетесь на обработку персональных данных.