Поделиться

Салоны красоты – это предприятия сферы услуг, которые пришли на смену домам быта и обычным парикмахерским. Как правило, такие учреждения предлагают широкий перечень услуг: стрижка, окраска и укладка волос, уход за ногтями, косметические процедуры, макияж. С точки зрения бизнеса это выгодное направление, если правильно организовать его работу. Как открыть свой салон красоты с нуля? Сколько потребуется для этого денег? Как выделиться среди конкурентов? Узнайте об этом из нашей статьи.

Салон салону рознь

С чего начать открытие салона красоты? В первую очередь, с изучения конкурентов и определения класса вашего салона. Востребованность парикмахерских и косметических услуг растет с каждым годом, но и предложений на этом рынке становится все больше. И если войти на него неподготовленным, то убытков не избежать.

Условно салоны красоты можно разделить на три большие группы: бюджетные, бизнес-класс и премиум или люкс.

Ответ на вопрос, сколько стоит открыть салон красоты с нуля, будет зависеть от его класса.

Законодательно эта классификация не установлена, в отличие от заведений общепита, однако определенные признаки все же есть.

Бюджетный или эконом-класс. Эта категория салонов наиболее распространена и рассчитана на значительную загруженность – до 65% всего времени работы. Здесь клиент может получить стандартные услуги, которые не требуют дорогих расходных материалов или специального косметологического оборудования. Это несложные стрижки, окраска и укладка волос, маникюр, педикюр. Рассчитывать на высокий уровень сервиса, как и на изысканный дизайн помещения, здесь не приходится. Однако у таких салонов много постоянных клиентов, которых привлекают невысокие цены и приемлемый уровень оказания услуг.

Средний или бизнес-класс. Загруженность салона этого класса ниже, не более 50% рабочего времени. Средний ценник может быть выше в 3-5 раз, чем в эконом-классе. Кроме того, существенно отличается и ассортимент услуг. Здесь клиент может дополнительно воспользоваться солярием, косметическим и массажным кабинетом, получить услуги стилиста-визажиста. Обычно такие салоны располагаются в центре города или торговых центрах. Много внимания уделяется не только качеству услуг, но и используемой косметике, уровню сервиса, интерьеру, рекламе.

Элитный или премиум-класс. Такие салоны есть далеко не в каждом городе, потому что они рассчитаны на платежеспособных клиентов, для которых нормально оставить за один визит 10-20 тысяч рублей. Здесь работают именитые мастера и высококвалифицированные косметологи и массажисты. Перечень услуг дополняется SPA-процедурами, татуажем, аппаратной косметологией, коррекцией фигуры и т.д. Загружены такие салоны меньше всего – около 20-30% рабочего времени, однако они окупаются за счет высокой стоимости услуг.

Таким образом, перед открытием салона красоты с нуля вам надо определиться, на какую клиентуру вы будете работать, и есть ли в вашем городе достаточный платежеспособный спрос.

Конечно, больше всего клиентов в эконом-сегменте, но и конкуренция здесь высокая. В то же время, есть такой показатель, как мера насыщения рынка. В индустрии красоты это 1000 человек на один салон. Далеко не во всех российских городах такой уровень достигнут. Кроме того, ваши конкуренты не идеальны, в чем вы можете лично убедиться.

Лучше всего заказать исследование рынка в маркетинговом агентстве, однако это довольно дорого. Поэтому можно провести такой анализ самостоятельно. Пройдитесь по салонам вашего города в качестве клиента. Необязательно заказывать в каждом какую-то услугу, можно просто записаться и потом отменить запись. Обращайте внимание на следующие критерии:

  • ассортимент и стоимость предлагаемых услуг;
  • график работы;
  • количество кресел для клиентов;
  • удобное местоположение, близость к остановкам и другим посещаемым местам;
  • интерьер помещения;
  • активность рекламы;
  • реализация в салоне косметики и сопутствующих товаров.

По каждому пункту вы можете сделать важные выводы для себя: чему можно поучиться у конкурентов, а в чем вы легко их превзойдете. И еще учитывайте, что самый сильный ваш конкурент все равно ограничен по охвату клиентов, поэтому свою долю на рынке всегда можно завоевать.

Переходим к активным действиям

После того, как вы провели такой анализ и четко представляете реализацию своей идеи, надо переходить к следующим шагам. Разберемся, что нужно, чтобы открыть салон красоты с нуля пошагово.

  1. Подберите персонал салона.
  2. Найдите помещение для салона.
  3. Выберите поставщиков косметики и расходных материалов.
  4. Сделайте расчет затрат на открытие салона.
  5. Зарегистрируйте бизнес в ИФНС.

Шаг 1. Подберите персонал салона

Любая сфера услуг сильно зависит от работников, и салоны красоты не исключение. Вы можете потратить на открытие несколько миллионов рублей, но если у вас работают неквалифицированные мастера, все затраты бессмысленны. Поэтому очень важно заранее определиться с тем, кто будет у вас работать.

Многие хорошие мастера работают не на ставке, а на проценте от оказанных услуг. Но другой персонал – администратора, уборщицу, продавца сопутствующих товаров – можно нанимать на оклад. Фонд оплаты труда в салоне может достигать 35% от выручки, но если не предлагать работникам адекватную зарплату, то вы просто не сможете сделать прибыльный бизнес.

Шаг 2. Найдите помещение для салона

Решить этот вопрос не так-то просто. Ведь надо учитывать не только доступность и привлекательность салона для клиентов, но и требования, которые предъявляет СанПин 2.1.2.2631-10 от 18 мая 2010 г. № 59. Кстати, до 2014 года этот СанПин также требовал соблюдать жесткие нормы к составу и площади помещений салонов, но сейчас приложение 1 исключено из этих правил. Тем не менее, значительная часть требований осталась в силе.

Например, такие кабинеты, как косметический, педикюра, массажа, солярий, пирсинга, татуажа, должны размещаться в отдельных помещениях каждый. А еще надо обязательно оборудовать помещение или специальное место для дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментов, оборудованное раковиной с горячей и холодной водой.

Кроме того, помещение салона красоты с точки зрения проверяющих должно выполнять все нормативы по водоснабжению, вентиляции, освещению, микроклимату, внутренней отделки. Все эти требования тоже приводятся в СанПин 2.1.2.2631-10, который надо внимательно изучить.

Если же говорить о привлекательности салона для клиентов, то это стандартные условия для размещения других посещаемых объектов:

  • первая линия домов;
  • высокая плотность застройки в спальных районах;
  • удобная транспортная или пешая доступность;
  • отсутствие рядом прямых конкурентов по ценовой категории;
  • полезное соседство (супермаркеты, рынки, почта, банки, детские учреждения).

Обратите внимание на срок аренды, если помещение не ваше. Многие арендодатели заключают договор всего на 11 месяцев, чтобы избежать его государственной регистрации. Но такой короткий срок не позволит салону окупиться, поэтому в переговорах с арендодателем надо убедить его продлить срок аренды хотя бы до двух лет. Расходы на регистрацию договора можете взять на себя, для физических лиц этого всего 2 тысячи рублей.

Шаг 3. Выберите поставщиков косметики и расходных материалов

Качество услуг салона зависит не только от уровня мастеров, но и от того, с какими материалами и инструментами они работают. Изучите предложения разных брендов, на российском рынке сейчас есть много международных марок, репутация которых хорошо известна.

Пообщайтесь на специализированных форумах, там вы найдете реальные отзывы о качестве продукции. Для салонов красоты не годятся марки, которые распространяются только для домашнего применения, ищите профессиональные линии.

У поставщика надо запросить не только прайс на продукцию, но и сертификаты качества, декларации соответствия, регистрационные удостоверения для медицинского оборудования. Дополнительную прибыль салону принесет продажа косметики для клиентов. Это может быть продукция профессионального уровня, но в маленьких упаковках.

И конечно, ценовой уровень косметики и расходных материалов должен соответствовать классу салона. Люксовые марки стоят дорого, если использовать их в работе эконом-класса, вы не сможете удерживать низкую цену на услуги.

Шаг 4. Сделайте расчет затрат на открытие салона

Сколько стоит открыть салон красоты с нуля? Для ответа на этот вопрос лучше всего заказать профессиональный бизнес-план, где вам с нуля пошагово распишут необходимые действия и сделают индивидуальные расчеты. Но приблизительно это можно сделать и самому.

Вот как могут выглядеть расходы на открытие салона эконом-класса с парикмахерским залом на 5 рабочих мест и маникюрным кабинетом на 2 кресла.

МЕБЕЛЬ ДЛЯ ВЕСТИБЮЛЯ
Наименование Стоимость Кол-во Всего
Стойка администратора 25 500 1 25 500
Диван трехместный для зоны ожидания 17 600 1 17 600
Банкетка 4 500 3 13 500
Столик журнальный 5 700 1 5 700
Витрина-шкаф для косметики 12 300 2 24 600
Вешалка 8 580 1 8 580
Итого: 95 480
ПАРИКМАХЕРСКИЙ ЗАЛ
Наименование Стоимость Кол-во Всего
Кресло, гидравлика хром, пятилучье черное 5 940 5 29 700
Парикмахерское зеркало 9 900 5 49 500
Мойка с креслом 11 400 2 22 800
Тележка парикмахерская 3 200 5 16 000
Подставка под ноги 500 5 2 500
Сушуар 8 500 2 17 000
Стул для сушуара 1 250 2 2 500
Стерилизатор ультрафиолетовый 2-х-камерный 4 200 2 8 400
Фен профессиональный 2 058 5 10 290
Рециркулятор воздуха 5 750 1 5 750
Диффузор для фенов 513 5 2 565
Фен-щетка 1 668 3 5 004
Машинка для стрижки 2 147 5 10 735
Щипцы-гофре 1 100 2 2 200
Плойка для волос 1 108 3 3 324
Парикмахерские ножницы прямые 650 15 9 750
Парикмахерские ножницы филировочные 880 15 13 200
Бритва парикмахерская 480 15 7 200
Расческа-гребень 26 15 390
Расческа для начеса 38 15 570
Расческа рабочая 31 15 465
Термобрашинг 261 15 3 915
Коклюшки 7 200 1 400
Бигуди 5 200 1 000
Зажим для волос прямой 12 50 600
Кисть для окраски волос узкая 25 15 375
Кисть для окраски волос широкая 35 15 525
Чашка для краски 55 15 825
Пеньюар для клиентов 295 15 4 425
Распылитель 150 15 2 250
Одноразовое белье для парикмахерской 5 000
Косметика и препараты (краска, шампунь, бальзам) 20 000
Расходные материалы (бумага, перчатки, фольга) 2 000
Итого: 262 158
МАНИКЮРНЫЙ КАБИНЕТ
Наименование Стоимость Кол-во Всего
Стол мастера 4 950 2 9 900
Стул мастера 2 080 2 4 160
Стул клиента 1 250 2 2 500
Подушка маникюрная 550 2 1 100
Вытяжка настольная 4 900 2 9 800
Подставка под лаки 750 2 1 500
Лампа маникюрная 830 2 1 660
Сушилка для ногтей 4 800 2 9 600
Аппарат с набором фрез 5 760 2 11 520
Парафиновая ванна 3 090 2 6 180
Ножницы для кутикулы 310 6 1 860
Шабер 150 6 900
Удалитель кутикулы 385 6 2 310
Ножницы для ногтей 415 6 2 490
Кусачки для ногтей 345 6 2 070
Пилка для ногтей 180 6 1 080
Чаша для маникюра 95 6 570
Косметика и препараты (лаки, гели, масла) 7 500
Расходные материалы (перчатки, разовые палочки) 500
Итого: 77 200

Добавим сюда другие расходы на открытие и получим:

Статья расходов Стоимость
1 Парикмахерский зал 262 158
2 Маникюрный кабинет 77 200
3 Вестибюль 95 480
4 Обустройство подсобных помещений 35 000
5 Ремонт помещения 50 000
6 Проектная документация 15 000
7 Аренда помещения на два месяца 100 000
8 Коммунальные услуги и связь 10 000
9 Реклама 20 000
10 Закупка косметики для продажи 50 000
11 Резерв для выплаты зарплаты на месяц работы 150 000
12 Бухгалтерское обслуживание 6 500
13 Налоги в месяц (разнятся в зависимости от налогового режима) 10 000
14 Иные расходы 50 000
15 Итого: 916 338 рублей

Кроме того, надо иметь хотя бы 100 тысяч рублей на оборотные средства и 50 тысяч рублей на непредвиденные расходы. Итого, чтобы открыть с нуля салон эконом-класса в подходящем помещении, не требующем серьезного ремонта, надо располагать суммой в 1,1 млн рублей.

Шаг 5. Зарегистрируйте бизнес в ИФНС

Если до этого времени вы еще не прошли регистрацию в налоговой инспекции, самое время это сделать. Обычно для салона красоты регистрируют ИП, это самая простая форма организации бизнеса.

Для регистрации ИП вам надо заполнить заявление по форме Р21001 и оплатить госпошлину на 800 рублей. Сделайте копию паспорта и подайте документы в ИФНС или МФЦ по месту прописки. А перед самым открытием салона подайте в Роспотребнадзор уведомление о начале предпринимательской деятельности.