Какие товары подлежат прослеживаемости в 2025-2026 годах

Поделиться

С 8 июля 2021 года в России работает система прослеживаемости товаров, ввозимых из-за границы. Давайте разберемся, на кого она рассчитана, какие товары подлежат дополнительному контролю и как все это работает.

О национальной системе прослеживаемости

Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на территорию ЕАЭС (кроме России в союз входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан), подписано 29 мая 2019 года и вступило в силу 3 февраля 2021 года. Система прослеживаемости состоит из двух частей:

  1. Внешний сегмент. Его участниками являются государства – члены ЕАЭС. Система обеспечивает обмен данными о пересечении границ партиями отслеживаемых товаров.
  2. Национальный сегмент. Его задача – обеспечить прослеживаемость товаров, ввезенных из-за границы на территорию государства – члена ЕАЭС. В России система введена законом от 9 ноября 2020 № 371-ФЗ, который вносит изменения в Налоговый кодекс. Положение о национальной системе прослеживаемости товаров утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 2021 № 1108.

Национальная система прослеживаемости товаров представляет собой обмен между всеми участниками оборота контролируемой продукции электронными документами. Они должны содержать особые реквизиты, по которым на любом этапе оборота можно отследить движение партии товара.

Кто участники системы

Требование национальной системы прослеживаемости распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые ввозят в Россию (как для последующей продажи, так и для собственных нужд), перепродают, утилизируют, передают или вывозят такие товары с территории государства.

Внедрение системы должно улучшить контроль за подлежащими прослеживаемости товарами при их ввозе и обороте на внутреннем рынке. Во-первых, потребители будут защищены от контрафакта. Во-вторых, злоумышленникам будет гораздо сложнее уклоняться от уплаты налогов.

Чем система прослеживаемости отличается от маркировки

Помимо прослеживаемости, в России внедряется маркировка товара. Эти понятия нередко путают, хотя это далеко не одно и то же. Правда, принцип, механизм и цели их похожи.

Маркировка представляет собой нанесение на каждую единицу товара кода, по которому можно контролировать его движение от момента производства до выбытия (реализации, утраты, вывоза из страны). В отличие от этого, система прослеживаемости не подразумевает физического нанесения на товар каких-то идентификаторов. При пересечении границы товару присваивается уникальный код для, но не каждому отдельному экземпляру, а всей партии целиком. По этому коду можно отследить ее движение.

То есть главная разница в том, что на товары, подлежащие прослеживаемости, код наносить не нужно, и в этой системе участвует не каждая единица продукции, а вся партия целиком.

Кроме того, перечень товаров, которые маркируются и прослеживаются, разный. Маркировке подлежат товары, перечисленные в распоряжении Правительства РФ № 792-р. Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержден постановлением Правительства от 1 июля 2021 г. № 1110. В марте 2023 года постановлением № 345 в него было внесено уточнение.

Какие товары попадают под прослеживаемость

А теперь о том, какие импортные товары подлежат прослеживаемости в 2025-2026 годах. Вот их список:

  • Холодильное и морозильное оборудование (кроме некоторых категорий товаров, произведенных в Республике Беларусь), тепловые насосы (кроме оборудования для кондиционирования воздуха);
  • Автопогрузчики, тележки с подъемным или погрузочно-разгрузочным механизмом;
  • Бульдозеры, грейдеры, планировщики, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки;
  • Машины стиральные, бытовые и для прачечных, включая машины с отжимом;
  • Мониторы, проекторы, приемная аппаратура для телевизионной связи;
  • Промышленный транспорт без погрузочных устройств, используемый для перевозки грузов, тракторы, используемые на платформах железнодорожных станций;
  • Коляски детские;
  • Детские кресла безопасности.
Регистрация ООО и ИП - просто и быстро!
В онлайн сервисе

Как работает система

Каждой партии подконтрольного товара присваивается регистрационный номер (РНПТ). Как именно его нужно получать — это зависит от того, откуда товар возится.

Если партия поступила из страны ЕАЭС, то в инспекцию по месту учета в течение 5 рабочих дней необходимо подать уведомление о ввозе. ИФНС выдаст РНПТ для указания в документах при обороте товаров из этой партии.

Если товар завозится из других стран, то налогоплательщик формирует РНПТ для каждой партии самостоятельно. Он имеет вид: АААААААА / ВВВВВВ / ССССССС / DDD, где:

  • АААААААА — код таможенного органа;
  • ВВВВВВ — дата регистрации;
  • ССССССС- номер декларации;
  • DDD — номера партии прослеживаемого товара в декларации.

Никакие документы в налоговые органы представлять не нужно – все необходимые сведения туда передаст таможенная служба. Проверка кодов в ФНС на корректность может осуществляться через оператора ЭДО.

Далее при каждой новой операции, например, оптовой реализации, необходимо включать РНПТ в документы. Плательщики НДС включают этот номер в счета-фактуры, а неплательщики — в документы об отгрузке товара. Помимо РНПТ, нужно будет указать единицу измерения товара по общероссийскому классификатору (ОКЕИ) и его количество.

Есть несколько операций, при которых информацию в систему прослеживаемости передавать не нужно:

  • продажа товара конечному потребителю;
  • его передача в производство, утрата, конфискация или утилизация, то есть вывод из оборота;
  • вывоз из страны;
  • исключение товара из списка прослеживаемых.

Обратите внимание, что если покупатель решит вернуть товар, ввести его в систему нужно будет снова. То же самое нужно будет сделать, если вывезенный из страны товар будет возвращен обратно.

Отчетность для участников системы прослеживаемости

Участники оборота подконтрольного товара обязаны подавать в ИФНС уведомления и отчеты. Какие именно— это зависит от ситуации и режима налогообложения. О некоторых из них мы уже упоминали. Ниже приводим их полный перечень:

  1. Уведомление о ввозе. Подается в течение 5 рабочих дней с даты ввоза партии из страны ЕАЭС.
  2. Уведомление об остатках. Подается, если в запасе имеется прослеживаемые товары, импортированный до 1 июля 2021 года.
  3. Уведомление о перемещении. Подается в течение 5 рабочих дней с даты отгрузки теми, кто осуществляет экспорт товаров, подлежащих прослеживаемости, в страны ЕАЭС.
  4. Отчет об операциях с товарами. Подается до 25 числа месяца, следующего за кварталом. Отчет сдают неплательщики НДС вместо декларации по этому налогу. Кроме того, этот отчет могут дополнительно подавать и плательщики НДС, если приобретают товар у неплательщиков или в случае его выбытия.
  5. Декларация по НДС. Подают плательщики этого налога до 25 числа первого месяца следующего квартала.
  6. Декларация по косвенным налогам. Подается всеми, кто возит товар из ЕАЭС, до 20 числа следующего месяца.

Обязательное применение ЭДО при прослеживаемости товаров

Все компании и ИП, которые проводят какие-либо операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, обязаны внедрить электронный документооборот. Это позволит им обмениваться документами (счетами-фактурами, УПД и документами об отгрузке), а также направлять отчеты и уведомления в налоговые органы. Именно через ЭДО в системе отмечается переход права собственности на партию товара.

Штрафы за нарушение правил оборота прослеживаемого товара

Специальных штрафов за нарушение правил прослеживаемости пока нет, но Минфин подготовил проект изменений в КоАП. Ранее планировалось, что =они заработают с 2026 года.

Если отчёт об операциях или документы с реквизитами прослеживаемости не поданы вовремя, штраф составит 500 рублей для ИП и 1 000 рублей для организаций за каждый документ. За ошибки в счётах-фактурах, УПД или УКД, которые налоговая получает через ЭДО, штрафы будут выше: для ИП — от 1 000 до 30 000 рублей, для организаций — от 1 000 до 100 000 рублей. Избежать ответственности можно, если исправить документы до того, как налоговая их истребует.

Если ошибка допущена не в документах, а в самом отчёте об операциях, штраф составит 1 000 рублей — это одинаково для ИП и организаций. От штрафа освободят, если корректировочный отчёт подан до выявления нарушения и данных достаточно, чтобы установить событие.

Отдельный штраф предусмотрен за нарушение установленного способа оформления счетов-фактур и УПД по товарам из перечня прослеживаемости. Если документ должен быть электронным, но оформлен на бумаге, штраф составит 500 рублей для ИП и 1 000 рублей для организаций за каждый такой документ.

Пока законопроект со штрафами находится без движения. Полагаем, что и в 2026 году их может не быть.