Содержание
С 8 июля 2021 года в России работает система прослеживаемости товаров, ввозимых из-за границы. Давайте разберемся, на кого она рассчитана, какие товары подлежат дополнительному контролю и как все это работает.
Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на территорию ЕАЭС (кроме России в союз входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан), подписано 29 мая 2019 года и вступило в силу 3 февраля 2021 года. Система прослеживаемости состоит из двух частей:
Национальная система прослеживаемости товаров представляет собой обмен между всеми участниками оборота контролируемой продукции электронными документами. Они должны содержать особые реквизиты, по которым на любом этапе оборота можно отследить движение партии товара.
Требование национальной системы прослеживаемости распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые ввозят в Россию (как для последующей продажи, так и для собственных нужд), перепродают, утилизируют, передают или вывозят такие товары с территории государства.
Внедрение системы должно улучшить контроль за подлежащими прослеживаемости товарами при их ввозе и обороте на внутреннем рынке. Во-первых, потребители будут защищены от контрафакта. Во-вторых, злоумышленникам будет гораздо сложнее уклоняться от уплаты налогов.
Помимо прослеживаемости, в России внедряется маркировка товара. Эти понятия нередко путают, хотя это далеко не одно и то же. Правда, принцип, механизм и цели их похожи.
Маркировка представляет собой нанесение на каждую единицу товара кода, по которому можно контролировать его движение от момента производства до выбытия (реализации, утраты, вывоза из страны). В отличие от этого, система прослеживаемости не подразумевает физического нанесения на товар каких-то идентификаторов. При пересечении границы товару присваивается уникальный код для, но не каждому отдельному экземпляру, а всей партии целиком. По этому коду можно отследить ее движение.
То есть главная разница в том, что на товары, подлежащие прослеживаемости, код наносить не нужно, и в этой системе участвует не каждая единица продукции, а вся партия целиком.
Кроме того, перечень товаров, которые маркируются и прослеживаются, разный. Маркировке подлежат товары, перечисленные в распоряжении Правительства РФ № 792-р. Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержден постановлением Правительства от 1 июля 2021 г. № 1110. В марте 2023 года постановлением № 345 в него было внесено уточнение.
А теперь о том, какие импортные товары подлежат прослеживаемости в 2025-2026 годах. Вот их список:
Каждой партии подконтрольного товара присваивается регистрационный номер (РНПТ). Как именно его нужно получать — это зависит от того, откуда товар возится.
Если партия поступила из страны ЕАЭС, то в инспекцию по месту учета в течение 5 рабочих дней необходимо подать уведомление о ввозе. ИФНС выдаст РНПТ для указания в документах при обороте товаров из этой партии.
Если товар завозится из других стран, то налогоплательщик формирует РНПТ для каждой партии самостоятельно. Он имеет вид: АААААААА / ВВВВВВ / ССССССС / DDD, где:
Никакие документы в налоговые органы представлять не нужно – все необходимые сведения туда передаст таможенная служба. Проверка кодов в ФНС на корректность может осуществляться через оператора ЭДО.
Далее при каждой новой операции, например, оптовой реализации, необходимо включать РНПТ в документы. Плательщики НДС включают этот номер в счета-фактуры, а неплательщики — в документы об отгрузке товара. Помимо РНПТ, нужно будет указать единицу измерения товара по общероссийскому классификатору (ОКЕИ) и его количество.
Есть несколько операций, при которых информацию в систему прослеживаемости передавать не нужно:
Обратите внимание, что если покупатель решит вернуть товар, ввести его в систему нужно будет снова. То же самое нужно будет сделать, если вывезенный из страны товар будет возвращен обратно.
Участники оборота подконтрольного товара обязаны подавать в ИФНС уведомления и отчеты. Какие именно— это зависит от ситуации и режима налогообложения. О некоторых из них мы уже упоминали. Ниже приводим их полный перечень:
Все компании и ИП, которые проводят какие-либо операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, обязаны внедрить электронный документооборот. Это позволит им обмениваться документами (счетами-фактурами, УПД и документами об отгрузке), а также направлять отчеты и уведомления в налоговые органы. Именно через ЭДО в системе отмечается переход права собственности на партию товара.
Специальных штрафов за нарушение правил прослеживаемости пока нет, но Минфин подготовил проект изменений в КоАП. Ранее планировалось, что =они заработают с 2026 года.
Если отчёт об операциях или документы с реквизитами прослеживаемости не поданы вовремя, штраф составит 500 рублей для ИП и 1 000 рублей для организаций за каждый документ. За ошибки в счётах-фактурах, УПД или УКД, которые налоговая получает через ЭДО, штрафы будут выше: для ИП — от 1 000 до 30 000 рублей, для организаций — от 1 000 до 100 000 рублей. Избежать ответственности можно, если исправить документы до того, как налоговая их истребует.
Если ошибка допущена не в документах, а в самом отчёте об операциях, штраф составит 1 000 рублей — это одинаково для ИП и организаций. От штрафа освободят, если корректировочный отчёт подан до выявления нарушения и данных достаточно, чтобы установить событие.
Отдельный штраф предусмотрен за нарушение установленного способа оформления счетов-фактур и УПД по товарам из перечня прослеживаемости. Если документ должен быть электронным, но оформлен на бумаге, штраф составит 500 рублей для ИП и 1 000 рублей для организаций за каждый такой документ.
Пока законопроект со штрафами находится без движения. Полагаем, что и в 2026 году их может не быть.