Поделиться

Заявление о приеме на работу подтверждает намерение физического лица заключить трудовой договор с компанией или предпринимателем. Этот документ не входит в перечень обязательных, но на практике широко используется работодателями. Давайте разберемся, существует ли официальная форма заявления о приеме на работу и рассмотрим его образец.

О необходимости заявления

Для приема на работу новый сотрудник должен подготовить документы, перечень которых приведен в статье 65 ТК РФ. Часть документов предъявляется большинством работников в обязательном порядке, а именно:

  • паспорт или другое удостоверение личности;
  • бумажная трудовая книжка, сведения о трудовой деятельности (не нужно, если место работы является первым);

Также существует несколько документов, которые нужно предъявить в отдельных случаях, зависящих от специфики работы:

  • СНИЛС или подтверждение в электронном виде регистрации в системе персонифицированного учета;
  • документы об образовании / квалификации, если работа требует специальных знаний;
  • документы воинского учета – для призывников и военнообязанных.
  • справка о несудимости. Содержит данные о наличии / отсутствии судимости или уголовного преследования. Она нужна при устройстве на работу, к которой не допускаются судимые или преследуемые уголовно лица. Например, это работа в сфере детского образования, воспитания, развития, организации отдыха и другие направления работы с детьми (статья 351.1 ТК РФ).
  • справка об отсутствии административного наказания за потребление наркотических и психотропных средств. Она требуется, например, в сфере частной охраны, авиации, железнодорожного и судоходного транспорта.

Как видно, про заявление о приеме на работу в статье 65 ТК РФ не говорится. Это значит, что оно не является обязательным документом при трудоустройстве. Его наличие или отсутствие никак не влияет на факт возникновения трудовых отношений. Более того, Кодекс прямо запрещает работодателю требовать документы, которые не предусмотрены законом. В отдельных случаях предусмотрено представление дополнительных документов, например, медицинской книжки, патента иностранного работника и других. Их требование зависит от специфики работы.

Но это не значит, что принимаемому на работу лицу нельзя предложить написать такое заявление, если оно нужно работодателю. Можно заранее распечатать бланки, которые смогут заполнять новые сотрудники. Маловероятно, что кто-то будет противиться этому простому предложению.

Зачем работодателю заявление о приеме

Итак, некоторые работодатели предпочитают, чтобы наряду с прочими документами новый сотрудник написал заявление о приеме на работу. Это связано с тем, что такой документ может быть предусмотрен документооборотом компании. Кадровик делает на заявлении важные пометки, например, о том, что у нанимаемого лица отсутствует трудовая книжка, о факте принятия от него документов и другие. Также в заявлении отражается должность, подразделение и иные параметры будущих трудовых отношений, которые важны для их правильного оформления.

Таким образом, каждый работодатель решает вопрос о необходимости заявления самостоятельно. Однако, напоминаем, что требовать заявление он не вправе – можно лишь предложить поступающему сотруднику его написать.

Кому подавать заявление необходимо

Вместе с тем существуют случаи, когда закон обязывает будущего работника приложить к комплекту документов заявление. При поступлении на гражданскую или муниципальную службу оно входит в число необходимых документов. Об этом сказано в статье 26 закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ и статье 16 закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ. Как видим, к бизнесу обязательное заполнение этого документа не относится.

Что должно быть в заявлении

Поскольку заявление о приеме на работу – документ необязательный, то и утвержденного бланка не существует. Составить его можно в свободной форме, но при этом важно учесть некоторые моменты.

Заполнить заявление на прием на работу просто. Начинается оно с шапки в верхней правой части. В ней указывают:

  • кому адресовано заявление – ФИО и должность руководителя организации или индивидуального предпринимателя. Это всегда основной руководитель, даже если оформлением кадровых документов занимается другой специалист;
  • от кого направляется – ФИО соискателя.

Далее посередине указывается слово «Заявление». В основной части документа содержится сама просьба нанимаемого лица о трудоустройстве. Стандартный текст обычно начинается с фразы: «Прошу принять меня на работу…».

В тексте также надо упомянуть:

  • должность (профессию) и структурное подразделение, если новый сотрудник нанимается в какой-то отдел;
  • оклад согласно штатному расписанию;
  • дату, с которой следует приступить к работе;
  • информацию об ознакомлении с правилами внутреннего трудового распорядка.

Под текстом заявитель должен указать дату, подписаться и оставить расшифровку своей подписи – фамилию, инициалы.

Скачать образец заявления о приеме в организацию

Скачать образец заявления о приеме на работу к ИП

На основании полученного комплекта документов заключается трудовой договор. Что касается приказа о приеме на работу, то он был обязателен только до 21.11.21 года. Сейчас этот вопрос решается на усмотрение работодателя.

Работа по совместительству

Теперь несколько слов про прием на работу по совместительству, поскольку этот процесс описан в Трудовом кодексе отдельно. Статья 282 ТК РФ устанавливает особенности найма совместителя, а именно:

  • он может не предъявлять трудовую книжку, если устраивается в другую компанию;
  • если работа требует специальных знаний, работодатель может потребовать документ об образовании / о квалификации совместителя;
  • если работа связана с вредными / опасными условиями труда, понадобится справка о его характере и условиях, выданная по основному месту работы.

Как видно, прием на работу по совместительству также не предполагает подачу заявления на трудоустройство. И в этом случае применяется то же правило – если работодателю нужно, работнику предлагается его написать.

Образец заявления о приеме на работу по совместительству

Итак, писать заявление при трудоустройстве, в том числе для приема на работу по совместительству, необязательно. Но если оно требуется для привычного документооборота, можно предложить новым сотрудникам его написать.