Поделиться

Получить статус индивидуального предпринимателя в настоящее время довольно просто. Регистрация ИП происходит в налоговой инспекции или МФЦ. Также возможна удаленная постановка на учет. Давайте разберемся, как можно зарегистрировать ИП через Госуслуги и в каком случае не потребуется посещать регистрирующий орган.

Дистанционная регистрация

Прежде всего надо знать, что наличие учетной записи на Госуслугах не освободит гражданина от необходимости посетить регистрирующую налоговую инспекцию. Поэтому полностью дистанционно через государственный портал встать на учет не получится. Такое возможно лишь при наличии квалифицированной электронной подписи (КЭП) физического лица – ею нужно подписать пакет регистрационных документов. Это дает дополнительный плюс – экономию на госпошлине (800 рублей), поскольку платить ее при подаче в ФНС электронных документов не нужно.

Тем не менее сайт Госуслуг все же способен помочь при постановке на учет ИП. Он проведет пользователя по всему пути формирования пакета. А когда документы будут готовы, их можно будет направить в налоговую службу для проверки. Также портал даст необходимые подсказки на каждом этапе действий.

Итак, зарегистрировать ИП через Госуслуги можно двумя путями:

  • если предварительно получена КЭП, все делается без посещения налоговой инспекции и без уплаты госпошлины;
  • если КЭП нет, можно подать заявление дистанционно, а затем посетить регистрирующую ИФНС, чтобы подписать его на бумаге.

Перед формированием документов

Прежде чем начать регистрацию ИП через Госуслуги, нужно подготовиться:

  1. Создать учетную запись на портале и убедиться, что она подтверждена.
  2. Решить все вопросы относительно будущей деятельности (подобрать коды ОКВЭД, выбрать систему налогообложения).
  3. Определить регистрирующую ИФНС, которую придется посетить (если нет КЭП). Узнать нужные контакты можно через специальный сервис.

Перед вами пошаговая инструкция для регистрации ИП без оформления электронной подписи.

Регистрация без КЭП

Большинство граждан не имеет квалифицированной ЭП. Получать же ее специально для регистрации предпринимательской деятельности невыгодно – она обойдется дороже госпошлины. Проще съездить в ИФНС, тем более что это придется сделать только один раз.

Регистрация ИП без КЭП через сайт Госуслуг производится в следующем порядке.

Шаг 1. Находим нужную услугу

Все услуги сгруппированы на портале в категории, найти которые можно в разделе «Услуги» (верхнее меню). Нас интересует категория «Бизнес, предпринимательство, НКО», в ней нужно перейти по ссылке «Регистрация юридических лиц и предпринимателей».

Шаг 2. Выбираем регистрацию ИП

В выбранном разделе надо перейти по ссылке «Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя».

При нажатии на нее сервис покажет основную информацию о процедуре и краткий порядок действий. В разделе «Выберите тип получения услуги» должен быть выбран пункт «Подать электронное заявление»: Далее следует нажать «Получить услугу».

Шаг 3. Формируем заявление

На следующем этапе во вкладке «Индивидуальные предприниматели» нужно нажать кнопку «Заполнить новое заявление». Сервис предложит дать согласие на обработку персональных данных и перечислит формы, связанные с регистрацией ИП. Нас интересует Р21001.

Далее выбираем форму заявления. Так как КЭП не оформлена, подойдет вариант «В электронном виде без электронной подписи заявителя (заявителей)»: Другие варианты:
  1. Непосредственно или по почте. Форма Р21001 будет сформирована, после чего ее нужно распечатать и отправить почтой, отвезти в ИФНС / МФЦ лично или передать с представителем (нужна доверенность). Подписывать заявление не нужно!
  2. В электронном виде с электронной подписью заявителя. Подходит только для тех, у кого есть КЭП. Подробнее расскажем об этом чуть позже.

Под каждым пунктом есть краткое пояснение – оно открывается по ссылке «Показать подробную информацию».

Шаг 4. Вводим свои данные

Теперь надо указать гражданство, вписать свой адрес, email, а также при необходимости отметить, что должно быть сформировано уведомление о применении УСН (если выбрана эта налоговая система).

Адрес может быть указан двумя путями:

  • введен в одну строку (вкладка «Простой ввод»);
  • выбран из списка (вкладка «Последовательный выбор из списков»).

Более надежен второй вариант – меньше риск допустить ошибку.

Нажимаем «Далее» и проверяем сведения, которые были внесены и «подтянуты» из Госуслуг. Если какие-то данные отсутствуют, вносим их. ИНН можно узнать по ссылке, расположенной рядом с одноименным полем.

Шаг 5. Выбираем коды видов деятельности

Теперь указываем ОКВЭД – основной и дополнительные. Код выбирается из списка (нужно нажать на треугольник). В нем должно быть минимум 4 цифры. Коды ОКВЭД лучше выбрать еще перед тем, как открыть ИП через портал. Тогда останется лишь найти их в списке.

Дополнительных ОКВЭД может быть любое количество, но слишком усердствовать не стоит. При необходимости коды всегда можно добавить.

Шаг 6. Вводим контактные данные и отправляем заявление

Осталось внести информацию для связи. Сервис запросит телефон и email, потому что результаты регистрации будут направлены на электронный адрес. Но при желании можно получить документы и на бумаге – для этого следует отметить соответствующий пункт галочкой.

Нажимаем «Далее» и отправляем заявление в ФНС.

Шаг 7. Оплата госпошлины

Теперь нужно дождаться конца предварительной проверки заявления. Если все в порядке, самое время уплатить госпошлину. Сформировать квитанцию можно в сервисе налоговой службы, а оплатить онлайн – на сайте госуслуг. Сумма пошлины 800 рублей, но при уплате через государственный портал действует скидка 30%.

Затем подтверждаем платеж. Для этого вводим номер платежного документа, дату уплаты и БИК банка.

Шаг 8. Готовим пакет документов

Теперь проверьте электронную почту – налоговый орган должен прислать подтверждение того, что заявление получено. Также в нем сообщается, куда и когда прийти для его подписи.

Если все в порядке, нужно распечатать заявление, которое формировалось через Госуслуги, а также документ об уплате госпошлины. К этим бумагам надо приложить паспорт и отнести все это в ИФНС в указанный день и час.

Регистрация с КЭП

Теперь о том, как открыть ИП через сайт Госуслуг при наличии электронной подписи. Шаг 1 такой же, как расписано выше. На Шаге 2 нужно выбрать опцию «Отправить электронные документы»:

На следующем этапе нужно скачать с сайта ФНС по приведенной ссылке специальную программу для формирования заявления.

Помимо программы, на портале налоговой службы есть инструкция по ее установке и использованию.

Затем в программе формируется заявление, в него вносятся те же данные, о которых мы уже говорили. Готовое заявление подписывается КЭП. Подписанный документ помещается в новую папку, туда же нужно загрузить скан паспорта. Из этой папки создается zip-архив, который необходимо снова подписать КЭП.

И последнее. Переходим на Госуслуги, причем на ту же страницу, где была ссылка на программу. Выбираем пункт «2», прикрепляем созданный архив и нажимаем «Подать заявление».

Получаем результат

Как бы ни были поданы документы, срок регистрации не должен превышать 3 дня с даты их получения. В случае регистрации ИП через Госуслуги без электронной подписи отсчет будет начат со следующего дня после посещения налогового органа. Если документы подавались с КЭП, то срок начнет отсчитываться со следующего дня после отправки.

Надеемся, что наша пошаговая инструкция помогла, и вы получили на свой электронный адрес Лист записи ЕГРИП. Это значит, что регистрация ИП прошла удачно и можно начинать деятельность. Если же пришел отказ в регистрации, вероятнее всего, дело в неверно отраженных в заявлении данных. Нужно исправить ошибки и направить документы в ФНС снова. В течение трех месяцев платить пошлину повторно не придется, так что тянуть не стоит.