Входит в группу
компаний
1С

Автоматизированная упрощенная система налогообложения

6 мая 2022 Автор:

После отмены ЕНВД многие компании перешли на упрощенную систему налогообложения. Собственно, другого выбора для снижения налоговой нагрузки у них и нет. Ведь кроме УСН большинство организаций могут применять только ОСНО с самыми высокими ставками.

Можно также назвать такой льготный режим, как ЕСХН, но он доступен лишь сельхозпроизводителям. А обсуждения о том, чтобы разрешить еще одну льготную систему (ПСН) не только индивидуальным предпринимателям, но и организациям, закончились ничем.

Но вместо разработки нового льготного режима Минфин и ФНС сосредоточились на модернизации упрощенной системы налогообложения. Сначала на УСН повысили лимиты годового дохода и численности работников: до 200 млн рублей и 130 человек. С 2022 года к лимитам по доходам стали применять коэффициент-дефлятор, поэтому верхняя граница для УСН – это 219,2 млн рублей. А с 1 июля начинает действовать новый вариант упрощенки: АУСН или Автоматизированная упрощенная система налогообложения.

Что такое АУСН

Новая система налогообложения утверждена законом от 25.02.2022 N 17-ФЗ. АУСН действительно может оказаться интересным вариантом снижения налоговой нагрузки, но только для некоторых компаний. Почему так? Давайте разберемся, что это за система, какие у нее плюсы и минусы.

Итак, разработчики АУСН считают, что новый налоговый режим будет востребован у малого бизнеса по следующим причинам.

  1. Освобождение от налоговой декларации и большинства отчетов за работников.
  2. Передача функций по расчету налога самой ФНС.
  3. Нулевые ставки страховых взносов за работников и ИП за себя. Платить надо только фиксированную сумму по взносам в ФСС на травматизм и профзаболевания (2040 рублей, независимо от количества работников).
  4. Выплата зарплаты работникам через банки, которые сами удержат НДФЛ и перечислят его в бюджет.
  5. Перечисляет налоги тоже банк на основании уведомления от ФНС, надо только обеспечить нужную сумму на расчетном счете.
  6. Организации на АУСН освобождаются от ведения бухгалтерского учета.
  7. Работодатель на АУСН не должен проводить спецоценку рабочих мест.

В принципе, автоматизированный подход к расчету налога ФНС уже успешно реализовала в режиме для самозанятых. Плательщик НПД вносит данные о полученных доходах в личный кабинет, а налоговый орган рассчитывает сумму к уплате и направляет соответствующее уведомление.

Однако налоговый режим для бизнеса не может быть таким же простым, как и НПД. Самозанятые работают, можно сказать, на доверии. Никто не перепроверяет суммы доходов, которые они заявляют в личном кабинете (по крайней мере, пока). Кроме того, у самозанятых нет работников, и они не вступают в сложные связи с контрагентами.

А вот бизнес оставлять без контроля ФНС не намерена, поэтому надо знать о других особенностях АУСН, из-за которых его трудно назвать идеальным налоговым режимом.

Почему АУСН может не подойти вашему бизнесу

Для перехода на АУСН надо соблюсти ряд ограничений, и они даже более жесткие, чем на обычной УСН. О них мы расскажем дальше, а сначала о минусах автоматизированной системы налогообложения.

1. Достаточно высокие налоговые ставки. На АУСН предполагается два объекта налогообложения: «Доходы» и «Доходы минус расходы». Ставки для них составляют 8% и 20% соответственно, то есть столько же, сколько платят для повышенных лимитов УСН. Минимальный налог для объекта «Доходы минус расходы» составит 3%.

Для сравнения: на обычной упрощенке ставки в регионах могут быть снижены до 1% для варианта «Доходы» и до 5% для «Доходы минус расходы». А ставка минимального налога по всей территории РФ – 1%.

Такие высокие ставки на АУСН не всегда можно компенсировать нулевыми тарифами страховых взносов, потому что нанимать на этом режиме можно не более 5 работников. Тем более, что субъекты МСП платят взносы с зарплат свыше МРОТ по сниженным тарифам, а сами перечисленные взносы учитываются при исчислении налога. В итоге при расчете индивидуальной налоговой нагрузки АУСН может оказаться дороже, чем обычная УСН.

2. Усиленный контроль со стороны ФНС и банков. Отказ от декларации можно считать преимуществом АУСН, если бы не необходимость указывать доходы и расходы бизнеса в личном кабинете. Причем эти данные должны соответствовать тем, что проходят через кассовый аппарат и расчетный счет.

Кроме того, банк получает полномочия по распоряжению средствами на расчетном счете, пусть даже в ограниченных целях (для выплат работникам, а по желанию клиента, и перечисления налогов). Кстати, плательщики АУСН смогут работать только через некоторые банки, перечень которых определит ФНС.

3. Налоговый период на автоматизированной системе налогообложения составляет всего один месяц против одного года на УСН. До 15-го числа следующего месяца ФНС направляет налогоплательщику и банку уведомление с суммой налога, который надо оплатить до 25-го числа.

Если налогоплательщик не согласен с расчетом от ФНС, то за такой минимальный срок он не сможет его оспорить. Банк просто спишет со счета сумму, указанную в уведомлении. Да, свои возражения можно заявить в течение трех лет, но кто ответит за возможные ошибки при расчете налога, тем более если это привело к убыткам компании?

4. Высокий риск налоговых споров. Отношения бизнеса и ФНС всегда складывались непросто, особенно это заметно при зачете расходов, уменьшающих налоговую базу. Но на УСН возможные разногласия выявляются только при налоговой проверке, которой может и не быть. А на АУСН налоговая инспекция будет сразу видеть перечень заявленных расходов и решать, учитывать их при расчете налога или нет. Причем учитывать будут только те расходы, которые проходят через расчетный счет или кассовый аппарат.

5. Экономия на бухобслуживании, о которой заявляют разработчики автоматизированной упрощенной системы налогообложения, будет только кажущейся. Кто-то должен вносить данные о доходах и расходах в личном кабинете. Если какой-то доход вовремя не отразить, ФНС начислит штраф в размере 20% от суммы налога. Отмена некоторых отчетов за работников компенсируется новым отчетом – для банков. Не стоит также забывать об управленческом учете, который необходим собственникам бизнеса.

И самое главное – на АУСН сохраняются налоговые проверки! А значит, ФНС всегда может запросить документы, подтверждающие доходы и расходы. Как при этом отказаться от лица, ответственного за учет, непонятно. 

По нашему мнению, автоматизированная система налогообложения больше подходит для абсолютно прозрачной деятельности с высокими зарплатами работников (чтобы экономия на взносах была существенной). И конечно, во главу угла надо ставить не мнимое удобство автоматизированного расчета налога, а размер налоговой нагрузки.

Ограничения для работы на АУСН

Переходим к ограничениям, установленным для автоматизированной упрощенной системы налогообложения. Внимательно изучите их, прежде чем принимать решение о переходе на АУСН.

Для начала стоит знать, что новый спецрежим налогообложения будет запущен с 1 июля 2022 года в виде эксперимента в следующих регионах: Москва, Московская и Калужская области, Татарстан. С 2024 года к ним смогут присоединиться и другие субъекты РФ.

Лимиты по доходам и численности работников для АУСН существенно ниже, чем на обычной упрощенной системе:

  • 60 млн рублей в год;
  • 5 человек.

Лимит остаточной стоимости основных средств оставили прежним — 150 млн рублей.

Перейти на автоматизированную систему налогообложения не смогут организации, которые открыли обособленные представительства и филиалы.

Запрещенные виды деятельности на АУСН почти такие же, как для УСН в целом:

  • банки, кредитные и микрофинансовые организации, ломбарды;
  • НПФ и ПИФ;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховая деятельность;
  • производители подакцизных товаров, кроме виноматериалов из винограда собственного производства;
  • организаторы азартных игр;
  • крестьянские фермерские хозяйства;
  • нотариусы, адвокаты, медиаторы и другие лица, занятые частной практикой;
  • добыча и продажа полезных ископаемых, кроме общераспространенных.

Применять АУСН не смогут унитарные предприятия, а также некоммерческие, казенные, бюджетные организации.

Автоматизированная система налогообложения, как и упрощенная, будет недоступна для компаний, в которых доля участия юрлиц выше 25%. А еще на АУСН не вправе работать:

  • участники договоров простого и инвестиционного товарищества, концессионного соглашения на территории РФ, доверительного управления имуществом;
  • бизнес, который ведет деятельность на основе договоров поручения, комиссии, агентирования;
  • организации-участники соглашений о разделе продукции.

Дополнительные ограничения для АУСН связаны с тем, что выплаты работникам будут проходить через банки. Соответственно, применять автоматизированную упрощенную систему не смогут работодатели, которые платят зарплату наличными деньгами, или не хотят открывать расчетный счет в банке из перечня ФНС.

Кроме того, банк будет пропускать только те выплаты физлицам, которые облагаются по ставке 13% НДФЛ. Из-за этого работодатель на АУСН не сможет нанимать работников-нерезидентов, а также тех, чей годовой доход превышает 5 млн рублей. Доходы таких лиц облагаются по другим ставкам НДФЛ.

Кстати, работники на АУСН не смогут получить свои имущественные и социальные выплаты у работодателя. Для этого им придется обращаться в свою ИФНС.

Совмещение АУСН с другими системами налогообложения не допускается, что естественно. Ведь пока что автоматизированный расчет налога не позволяет вести раздельный учет для разных режимов.

Получается, что обычную УСН с ее высокими лимитами по доходам и работникам может применять намного больше организаций и предпринимателей, чем АУСН с более жесткими ограничениями.

Переход на АУСН

Переход на АУСН планируется сделать таким же, как и на обычной упрощенке:

  • 30 дней после регистрации бизнеса;
  • с начала следующего года, если заявление подано не позже 31 декабря текущего года.

Уйти с автоматизированной системы налогообложения можно с нового года, если только не нарушить условия применения.

Сделать это довольно просто, достаточно нанять шесть и более работников или открыть обособленное подразделение. Хорошо также то, что после утраты права на АУСН в середине года можно перейти не только на общую систему, но и на УСН/ЕСХН.

Остались вопросы?
На этом сайте вы можете бесплатно задать свой вопрос нашему специалисту в разделе вопросов и ответов.
Восстановление пароля
Вход
Регистрация
Спасибо за регистрацию! Сейчас вы будете перенаправлены на форму входа...
Нажимая на кнопку «Получить консультацию», вы соглашаетесь на обработку персональных данных.