Содержание
Несколько лет назад после оформления в налоговой инспекции у начинающего предпринимателя было множество разных забот. Среди прочего ему нужно было подать документы для постановки на учет во внебюджетные фонды – пенсионный, медицинский и социального страхования. Сейчас начать свой бизнес в качестве ИП стало гораздо проще. Достаточно только раз сходить в регистрирующую налоговую инспекцию, а если есть электронная подпись, то можно обойтись и без этого. Посещать фонды также надобности нет, хотя регистрация ИП в ПФР по-прежнему нужна.
Как ИП ставят на учет
Администрирование взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование передано в налоговую службу. Между ФНС и внебюджетными фондами налажено информационное взаимодействие. Поэтому уже давно регистрация в Пенсионном фонде проводится без участия самого предпринимателя.
Когда данные о постановке гражданина на учет в качестве ИП вносятся в ЕГРИП, ФНС информирует об этом Пенсионный фонд. Предпринимателю присваивается регистрационный номер и направляется почтой (обычной или электронной) уведомление о регистрации.
Теперь ИП остается только вовремя платить взносы на свое страхование. Если работников нет, ничего больше делать не придется.
Если у ИП появляются сотрудники
Когда предприниматель нанимает хотя бы одного работника, по отношению к нему он становится не только работодателем, но налоговым агентом и страхователем. Это значит, что он должен перечислять за своих работников НДФЛ, а также из собственных средств платить взносы на их страхование, в том числе на будущую пенсию.
Требуется ли регистрация ИП как работодателя в ПФР? Нет, законом такая процедура также не предусмотрена. Нужная для фонда информация, как было сказано выше, первоначально поступает из ФНС. Далее сведения о работниках берут из персонифицированной и прочей отчетности, которую бизнес подает в отделение Пенсионного фонда.
Таким образом, регистрация ИП в ПФР не требует от него никаких действий.
Обратите внимание, что после найма работника предприниматель обязан зарегистрироваться в Фонде социального страхования. На это отводится 30 дней с даты заключения первого трудового договора. Если срок не соблюсти, можно получить штраф 5-10 тыс. рублей. ФСС присвоит ИП регистрационный номер и рассчитает ставку взносов «на травматизм» – она зависит от основного вида деятельности.
Взаимоотношения ИП с пенсионным фондом
Мы разобрались, что регистрация ИП в ПФР производится автоматически после его включения в ЕГРИП. Что же дальше? Следующие действия зависят от наличия работников.
ИП без сотрудников
Если персонал не нанимается, предпринимателю нужно лишь своевременно платить собственные страховые взносы. В течение года следует перечислить их в фиксированной сумме, прописанной в статье 430 НК РФ. Когда год закончится, необходимо посчитать сумму дополнительных взносов, равную 1% от разницы между облагаемым доходом и 300 тыс. рублей.
Давно прошли те времена, когда ИП без работников отчитывались перед ПФР о взносах. Теперь подавать отчетные формы нужно только при наличии персонала.
ИП с сотрудниками
Предприниматель рассчитывает и перечисляет за работников взносы на пенсионное, медицинское страхование, социальное страхование на случай болезни и материнства, а также на производственный травматизм.
Базой является начисленный работнику доход за вычетом его отдельных видов, которые взносами не облагаются. Считать базу нужно ежемесячно нарастающим итогом с начала года. Крайний срок уплаты – 15 число следующего месяца. Для малого бизнеса действуют пониженные тарифы взносов.
За своих работников ИП должен подавать в ПФР такие отчетные формы: СЗВ-М (ежемесячно), СЗВ-СТАЖ (раз в год), СЗВ-ТД (при наличии кадровых мероприятий). В Фонд социального страхования предприниматель-работодатель по итогам каждого квартала направляет форму 4-ФСС.
Кроме того, необходимо сдавать в ИФНС расчет по страховым взносам – по итогам I квартала, полугодия, девяти месяцев и года. С такой же периодичностью в налоговую инспекцию подается форма 6-НДФЛ.
Если ИП перестал быть работодателем
Итак, регистрацию в Пенсионном фонде ИП как работодателя проходить не нужно. А что если он решил уволить всех сотрудников и продолжить деятельность самостоятельно? Опять же никаких сведений в ПФР представлять в таком случае он не должен. Надо просто продолжать платить взносы, но уже только за себя. А вот сняться с учета в ФСС необходимо, иначе фонд будет требовать с предпринимателя отчетность.