Содержание
ЭЦП – это аналог собственноручной подписи. ЭЦП позволяет идентифицировать подписавшее лицо, а также защитить документ от подделки и искажения информации.
Чем отличается электронная цифровая подпись (ЭЦП) от электронной подписи (ЭП)?
Ничем. ЭЦП и ЭП это одно и тоже. Определение «электронная цифровая подпись» (ЭЦП) на данный момент является устаревшим. Термин ЭЦП был введен в 2002 году с принятием закона № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и утратил силу с 1 января 2014 года, когда вступил в силу закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Обратите внимание! В 2025 году ЭЦП для ООО или ИП выпускается бесплатно в налоговой инспекции. Обычные физические лица могут получить ЭЦП в удостоверяющих центрах. Подробнее об этом — в конце статьи.
Для чего нужна ЭЦП
Сферы применения ЭЦП различны. К ним относится:
- Электронная отчетность в государственные органы. Документ, подписанный ЭЦП, имеет юридическую силу и потому может применяться при сдаче отчетности в электронной форме в государственные органы: таможенные, налоговые, внебюджетные фонды, органы статистики и учета и др.
- Электронные торги (коммерческие или по госзаказу). Торги в электронном виде проводятся на электронных торговых площадках. Для регистрации на них, отправки заявок и подписания контрактов поставщикам необходим сертификат ЭЦП.
- ЕГАИС. ЭЦП необходима для регистрации в ЕГАИС. На крипто-ключ JaCarta записывается сертификат электронной подписи. Ключ необходим для защиты информации, передаваемой в ЕГАИС, а также он используется непосредственно для соединения с системой. С помощью крипто-ключа документам присваивается электронная подпись и они приобретают юридическую силу.
- Корпоративный документооборот. Являясь полным аналогом собственноручной подписи ЭЦП может использоваться при визировании абсолютно любых документов, как внутренних, так и внешних. Применение ЭЦП в документообороте организации и ИП значительно сократит время подготовки, подписания и доставки документов до адресата.
- Электронная регистрация сделок с недвижимостью. ЭЦП значительно упрощает и удешевляет процедуру регистрации сделок по купле-продаже недвижимости и получения выписок из ЕГРП о сделках с переходом прав на недвижимость.
- Госуслуги. С помощью ЭЦП любой гражданин может направлять обращения и заявления в государственные и муниципальные органы («электронное правительство», «электронный гражданин»).
Виды электронно-цифровой подписи (ЭЦП)
Существует три вида ЭЦП:
- Простая электронная подпись.
- Усиленная неквалифицированная подпись.
- Усиленная квалифицированная подпись.
Простая электронная подпись
Посредством применения кодов, паролей или иных средств, простая ЭЦП подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом. Данный вид ЭЦП имеет низкую степень защиты и применяется в основном для получения государственных и муниципальных услуг при которых не требуется применение более защищенных видов ЭЦП. Также примером использования простой ЭП является оплата услуг или перевод средств через интернет-банк.
Примечание: простая электронная подпись не защищает документ от подделки и внесения в него изменений.
Усиленная неквалифицированная электронно-цифровая подпись
Неквалифицированная ЭП (НЭП), помимо удостоверения лица, подписавшего документ, позволяет защитить информацию, содержащуюся в документе от подделки и искажения. Данный вид ЭП имеет среднюю степень защиты и для его использования необходим сертификат ключа проверки.
Например, с помощью НЭП гражданин может подписать и направить в налоговый орган сформированную в личном кабинете налогоплательщика декларацию по форме 3-НДФЛ для получения имущественного, социального (за обучение и лечение) или стандартного вида вычетов.
Усиленная квалифицированная электронно-цифровая подпись
Усиленная ЭП имеет самую высокую степень защиты и применяется в большинстве сфер. Документ, подписанный квалифицированной подписью, признается равным бумажному документу с собственноручной подписью и не требует каких-либо дополнительных соглашений и подтверждений.
Примечание: ряд документов налогового и бухгалтерского учета может быть подписан только квалифицированной электронной подписью, например, годовая бухгалтерская отчетность, налоговые декларации, заявления о постановке на налоговый учет, о смене системы налогообложения и т.д.
Как получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП)
Порядок получения электронной подписи зависит от ее вида и от категории получателя.
Для получения простой электронной подписи каких-либо особенных действий совершать не нужно. Например, для получения услуги на сайте необходимо ввести логин и пароль, или CVC-код в соответствующую форму.
Неквалифицированную ЭП для ФНС человек может сформировать самостоятельно в Личном кабинете налогоплательщика — физического лица.
Для получения квалифицированной подписи физического лица (обычного, не ИП) ему необходимо обратиться в удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязи.
Для получения КЭП для ИП или директора организации нужно обратиться в налоговую инспекцию или к одному из доверенных лиц ФНС с подходящим носителем (токеном). КЭП выпускается бесплатно. Более подробно про порядок получения ЭЦП для бизнеса можно узнать здесь.
Если электронная подпись нужна рядовому сотруднику, он должен получить обычную КЭП физлица в удостоверяющем центе. А руководитель организации или ИП должен выписать к ней электронную доверенность.