Входит в группу
компаний
1С

Введены новые штрафы за нарушения работы с самозанятыми

При переквалификации отношений с самозанятыми в трудовые работодателю грозит доначисление по НДФЛ и страховым взносам за весь проверяемый период, а также штраф в размере 20% от доначисленной суммы за каждого такого работника в соответствии со ст. 123 НК РФ.

Поводом для пристального внимания ФНС стало введение для самозанятых новых правил работы на платформах-агрегаторах. Они заработали с 1 октября. В соответствии с положениями закона ФЗ-289 от 31.07.2025 и Постановления № 760 от 19.06.2026 самозанятым, получающим заказы через посреднические платформы, запрещено работать на одного заказчика более 60 часов в месяц полгода подряд. По достижении этого лимита платформа автоматически обязана ограничить такое сотрудничество. Что это будут за ограничения, каждая платформа решает сама. Под это правило не попадает деятельность с нагрузкой более 60 часов в месяц, которая ведется с перерывом, например в 1-2 месяца или более.

60-часовой ежемесячный лимит на полгода применяется только к самозанятым, работающим через маркетплейсы, агрегаторы, электронные биржи и прочие цифровые сервисы. Сотрудничество с клиентом в том же объеме, но напрямую (без платформы), а также работа, не предполагающая почасовой учет, под ограничения не попадает.

Учет фактически отработанных часов и лимита в целом будут отслеживать сами платформы. В налоговую эти сведения не передаются – туда уходят только данные о заключенных договорах, контрагентах, завершенных сделках и закрывающих их документах. Самозанятым, работающим по прямым договорам, тоже нужно быть начеку – ФНС анализирует работу по ним без тайм-трекинга.

При выявлении нарушений положений закона «О платформенной экономике», в частности правил сотрудничества с самозанятыми, налоговая переквалифицирует его в трудовые отношения, регулируемые ТК РФ, сделает доначисление по НДФЛ и взносам за весь проверенный период. Помимо доначисления нарушителя ждет 20%-ный штраф и пени по ст. 123 НК РФ, а также административный штраф: организации – от 50 до 100 тыс. рублей, ее руководителю – от 10 до 20 тыс. рублей, индивидуальному предпринимателю – от 5 до 10 тыс. рублей. Штраф взыскивается за каждого псевдосамозанятого.

Эксперты советуют пересмотреть характер сотрудничества с плательщиками НПД и при наличии признаков, попадающих под новые ограничения, перевести их на договоры ГПХ или оформить в штат. По их оценкам, новые правила в первую очередь коснутся IT-шников, рекламщиков, дизайнеров, специалистов образовательной, строительной сферы и общепита. Именно по этим направлениям исполнители и заказчики находят друг друга через онлайн-платформы.

Логотип Малый бизнес.ру
Остались вопросы?
На этом сайте вы можете бесплатно задать свой вопрос нашему специалисту в разделе вопросов и ответов.
Восстановление пароля
Вход
Регистрация
Спасибо за регистрацию! Сейчас вы будете перенаправлены на форму входа...