9 июля депутаты рассмотрели законопроект о платформенной экономике, призванный урегулировать работу маркетплейсов. Его основная задача – защита интересов покупателей и продавцов торговых онлайн-площадок, гарантии качества и подлинности предлагаемых на них товаров.
В новом законе определена терминология, права и обязанности продавцов, операторов, покупателей, владельцев ПВЗ, прочих контрагентов маркетплейсов и самих торговых площадок. Последние обязаны будут соблюдать оговоренные с селлерами условия и не заставлять их опускать цены.
Маркетплейсы теперь должны будут проверять данные своих партнеров через Госуслуги, ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В договоре с ними обязательно должны быть подробно расписаны основания для взыскания штрафов и наложения санкций, условия размещения карточек, изменения их рейтинга и позиций в поисковой выдаче. Обязательным пунктом договора будут также условия для расчета вознаграждения оператору торговой площадки. Об изменении условий сотрудничества маркетплейсы обязаны будут предупреждать своих партнеров не позже, чем за 45 дней.
По новому закону под запрет попадут товарные карточки без отметок о сертификации, маркировке и соблюдении требований к безопасности. Депутаты также уделили внимание и вопросу возврата товаров селлерам – его механизм конкретизирован в новом законе.
С предложениями по правкам для второго чтения законопроекта выступили представители бизнес-сообщества, для которых маркетплейсы являются, как конкурентами, так и партнерами. Ожидается, что во втором чтении в этот законопроект внесут поправки, регулирующие механизм противодействия продаже контрафакта через маркетплейсы и исключающие влияние последних на ценообразование. Предлагается включить в закон также обязанность по маркировке через систему «Честный знак». Эти предложения озвучены президентом Союза интернет-торговли Виталием Гавриловым.
Отдельного внимания заслуживает продажа через маркетплейсы продуктов питания. Закупая их у тех же поставщиков, что и оффлайн-ритейлеры, онлайн-площадки пользуются преимуществом, позволяющим им демпинговать цены, уклоняясь от соблюдения требований к хранению и реализации, предъявляемых обычным торговым точкам. Об этом заявила Дарья Семидетко – представитель Х5 Group. По ее мнению, требования к реализации продуктов питания должны быть одинаковыми вне зависимости от того, где их продают – в стационарной торговой точке или на маркетплейсе.