Входит в группу
компаний
1С

Перечень товаров для обязательной маркировки

8 января 2022 Автор:

Маркировка отдельных видов товаров в России началась с верхней одежды из натурального меха. С тех пор список продукции, которая помечается уникальными кодами, начал постепенно расширяться. В статье мы расскажем о том, какие товары подлежат обязательной и добровольной маркировке в 2022 году.

Суть маркировки товаров

Под маркировкой понимают совокупность процессов. На каждый экземпляр товара наносится средство идентификации с уникальным кодом, по которому движение этой единицы отслеживается через информационную систему (ИС) до тех пор, пока этот товар не попадет в руки к конечному (розничному) покупателю.

Средство идентификации — это марка, содержащая код формата datamatrix. Оператор системы генерирует такие коды для каждого экземпляра продукции и передает их производителю (импортеру). В коде зашифрована главная информация о производстве товара — страна происхождения, производитель, основные параметры (например, модель, цвет, размер обуви).

По каждой товарной группе маркировка сначала вводится в качестве эксперимента. Сроки его проведения устанавливаются индивидуально с учетом специфики отрасли. Если результаты приемлемые, принимается решение о начале маркировки.

Прежде всего помечать кодами товары начинают производителя и импортеры. При этом выпущенные ранее партии, не содержащие кодов идентификации, до определенного момента разрешено продавать наравне с маркированными. Параллельно внедряется фиксация данных в информационной системе и обмен электронными документами.

Коды регистрируются в специальной ИС «Честный знак», после чего в ней отражаются сведения о данном экземпляре с привязкой к этому коду. Существуют и другие информационные системы, связанные с прослеживаемостью товаров, например, ЕГАИС для алкоголя или ФГИС «Меркурий» для продукции, подлежащей ветеринарному контролю.

Далее маркируются хранящиеся на складах и в магазинах остатки — на это дается определенное время. На последнем этапе обязательная маркировка товаров охватывает всех участников оборота. Движение подконтрольной продукции без кода (марки) считается контрафактом.

В чем назначение обязательной маркировки в 2022 году? В ИС фиксируется каждый этап перемещения товара по цепочке: производитель > дистрибьютор > оптовый продавец > розничный магазин. Таким образом, всегда можно отследить, где находится этот товар. Когда он реализуется в рознице, то через онлайн-кассу выводится из оборота и исключается из информационной системы. При этом покупатель также может получить данные о конкретном товаре по уникальному коду, воспользовавшись специальным приложением для мобильных устройств. Поэтому маркировка способствует защите рынка от контрафактной продукции.

Работу всей системы через свою дочернюю структуру обеспечивает оператор — «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ). Эта компания стала участником системы в рамках государственно-частного партнерства. Ответственными за маркировку являются сразу несколько министерств: Минпромторг осуществляет ее координацию, Минфин обеспечивает правовое регулирование, а Минкомсвязи следит за работой информационной системы и оператора.

Какие товары уже маркируются

Товарная маркировка начата 5 лет назад. В 2022 году она распространяется на отдельные группы товаров, но их перечень постепенно расширяется. Что и с какого времени будут помечать уникальными кодами, решает Правительство на основании закона № 487-ФЗ от 31.12.2017. На сегодняшний день действует распоряжение от 28.04.2018 № 792-р, в котором приводится перечень товаров и даты начала его маркировки. А распоряжением от 28.12.2018 № 2963-р утверждены ее правила.

На начало 2022 года система маркировки действует в отношении таких групп товаров:

  1. Одежда из натурального меха, ее элементы и аксессуары. Указанная группа маркируется полностью. Это значит, что запрещено производить, ввозить, поставлять, принимать и продавать изделия из этой группы вне системы маркировки. Любой экземпляр без уникального кода в ИС считается контрафактом.
  2. Табачные изделия. Маркировке в 2022 году подлежат сигареты, папиросы и альтернативный табак (сигары, сигариллы и т.д.). Оборот немаркированной продукции указанных типов под запретом. Никотиносодержащая продукция маркируется в порядке эксперимента до конца февраля 2022 года.
  3. Медицинские препараты. Их маркировка началась еще в 2020 году. В 2022 году все лекарства подлежат обязательной маркировке.
  4. Обувь и обувные товары. С 1 июля 2020 года обувь без маркировки запрещено производить, поставлять оптом и реализовать в розничных точках. Всю ранее произведенную без марок обувь пометить уникальными кодами нужно было до 1 сентября 2020. В 2022 году хранение и оборот немаркированной обуви запрещены.
  5. Фотоаппараты и лампы-вспышки. До 29 февраля 2020 года участники оборота были обязаны зарегистрироваться в системе маркировки. Однако ввозить и продавать немаркированные комплекты или наборы фототоваров можно до 1 октября 2022 года (срок перенесли более чем на год вперед). С начала 2022 года у участников оборота появляется обязанность передавать сведения о движении товара посредством ЭДО.
  6. Товары легкой промышленности. Это предметы одежды из натуральной или композиционной кожи, блузки трикотажные машинного или ручного вязания (женские или для девочек), пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские, мужские и детские, а также постельное белье, столовые, туалетные и кухонные принадлежности. С 1 января 2021 года оборот немаркированных товаров запрещен. До 1 февраля 2021 года все участники оборота были обязаны промаркировать товарные остатки, не реализованные до 1 января 2021 года. С начала 2022 года у участников оборота появляется обязанность передавать сведения о движении товара посредством ЭДО.
  7. Шины и покрышки. С конца 2020 года нельзя производить и импортировать товары этой категории без маркировки, а также заниматься их поставкой, перевозкой, хранением, розничной продажей, утилизацией. С 1 марта 2021 все участники оборота обязаны передавать информацию о движении продукции в систему маркировки, а с 1 января 2022 это нужно делать строго через оператора ЭДО.
  8. Духи и туалетная вода. С 1 октября 2020 года начата обязательная маркировка парфюмерной продукции, производимой и ввозимой на территорию РФ. До 30 сентября 2021 года была разрешена реализация немаркированных товарных остатков, произведенных или ввезенных до 1 октября 2020. Эти остатки нужно было промаркировать до 31 октября и внести в систему маркировки до 1 декабря 2021 года. С 1 января 2022 сведения об обороте товаров данной категории передаются через ЭДО. С 1 октября 2022 маркировка станет обязательной для импортной парфюмерной продукции.
  9. Молочная продукция. На начало 2022 года маркировка обязательна для производителей (импортеров). В течение 2022-2023 годов маркировка поэтапно вводится для остальных участников оборота.
  10. Упакованная вода. На начало 2022 года маркировка обязательна для производителей и импортеров минеральной воды. Прочие категории питьевой воды производители и импортеры должны начать маркировать с 1 марта 2022 года. Для остальных участников оборота бутилированной воды обязательная маркировка вводится поэтапно в течение 2022 года.

Что еще будут маркировать

Также есть товары, подлежащие обязательной маркировке в будущем. Пока они помечаются (помечались) кодами в виде эксперимента. Они собраны в таблице 1.

Таблица 1. Экспериментальная маркировка товаров в 2021-2022 годах
Товар Начало обязательной маркировки / Сроки проведения эксперимента

Кресла-коляски, автоматические и ручные

Эксперимент завершен. Обязательную маркировку планируют начать в феврале 2023
Велосипеды и велосипедные рамы Эксперимент завершен. Начало обязательной маркировки — 1 марта 2022
Пиво и пивные напитки Эксперимент проводится в период с 1 апреля 2021 по 31 августа 2022
БАД Эксперимент проводится в период с 1 мая 2021 по 31 августа 2022
Антисептики Эксперимент проводится в период с 1 августа 2021 по 31 августа 2022

Маркировка для малого бизнеса

Обязательная маркировка товаров в 2022 году затронет еще больше субъектов малого и среднего бизнеса. На практике подготовка к процессу сводится к тому, что необходимо зарегистрироваться в системе маркировки и приобрести сканер для считывания кодов. Производители и импортеры дополнительно должны обеспечить нанесение марки на каждую единицу товара.

При поставке маркированной продукции в системе отмечается, какие именно коды ей соответствуют. Принимающей стороне необходимо их считать и сравнить с теми, что указал поставщик. Если пришла партия с отсутствующими кодами или вовсе без них, значит, происхождение товара сомнительно, принять его нельзя.

В конечном пункте оборота маркированной продукции (обычно в розничном магазине) производится исключение из информационной системы кодов, соответствующих проданным товарам.

Налоговые ограничения

В связи с введением обязательной маркировки произошли изменения в правилах применения налоговых режимов. В соответствии с законом № 325-ФЗ от 29.09.2019, при реализации маркированных товаров запрещено применять патентную систему. Такие правила прописали в Налоговом кодексе. Причем речь строго об определенных товарах — обуви, лекарствах и меховых изделиях.

Что касается прочей продукции, подлежащей маркировке, то об этом в Кодексе не сказано.

Малый бизнес задается вопросом — с чем связаны такие законодательные ограничения? Суть в том, что стоимость патента не зависит от размера дохода, который получил предприниматель. Его цена рассчитывается по ставке 6% от потенциально возможного дохода ИП, который определяют власти. Такой подход, как правило, выгоден для бизнеса, но бюджет от него проигрывает. Эти налоговые преференции задумывались для поддержки малого предпринимательства. Многие из таких предприятий не могли автоматизировать процесс приема платы и учета. Считать налоги с выручки было бы для них затруднительно.

Однако сейчас по закону продавать в розничной сети продукцию — маркированную и прочую — можно только через онлайн-кассы. А с ККТ посчитать доход не проблема — техника делает это сама. И теперь, по мнению законодателей, нет оснований для применения патента при реализации маркированных товаров.

Выводы

Итак, мы рассмотрели списки товаров, подлежащих обязательной маркировке в 2021-2022 годах. Правительство планирует расширять эту практику, стремясь тем самым бороться с незаконно произведенной или ввезенной продукцией. Для бизнеса это, с одной стороны, дополнительная нагрузка, поскольку надо покупать оборудование, подключаться к системе и передавать в нее данные. С другой же стороны, это может способствовать очищению рынка и вытеснению с него теневых конкурентов.

Новшество вводится медленно. Хотя список товарных групп в распоряжении № 792-р большой, до сих пор под нее попадает не все. Некоторые товары маркируются в 2022 году в качестве эксперимента.

Вход
Регистрация
Регистрируясь на сайте, вы соглашаетесь
с условиями использования.
Спасибо за регистрацию! Сейчас вы будете перенаправлены на форму входа...
Нажимая на кнопку «Получить консультацию», вы соглашаетесь на обработку персональных данных.