13 мая сразу во втором и третьем чтении депутаты приняли закон об уровне локализации легковых автомобилей, используемых для пассажирских перевозок. К работе в такси будут допускать только машины из реестра такси. Зарегистрировать в нем можно транспортные средства с необходимым значением балов локализации, которое устанавливает Правительство. Их уровень зависит от количества иностранной комплектации – чем ее меньше, тем выше баллы.
Новый закон означает замену всех импортных автомобилей, работающих в такси, на отечественные. Допустимо использование машин с минимальным количеством иностранных компонентов – оно также прописано в новом законе.
Изначально, по окончании первого чтения в январе 2024 года, предполагалось, что с октября 2025 года к работе в такси будут допускать только легковые автомобили с 3 200 баллов. Далее планировалось постепенно поднять их значение: с 2027 года до 3500, а с 2028 года до 3700.
Пример расчета баллов:
- За кузов российского производства – 400;
- За отечественную окраску – 500;
- За российский металл для изготовления ТС (от 70% общей массы кузова) – 200.
Количество баллов, дающее право зарегистрировать автомобиль в реестре такси и использовать его для оказания услуг пассажирских перевозок, должно соответствовать этому же параметру для госзакупок автомобилей.
Допускаются к использованию для пассажирских перевозок машины, не добравшие нужное количество баллов, но изготовленные по специальному инвестиционному контракту в период с марта 2022 по март 2025 года.
Новым законом впервые введено понятие единой для всех российских регионов вертикали локализации машин для пассажирских перевозок. Ожидается, что он заработает с марта 2026 года. Для Калининградской области, Дальнего Востока и Сибири сделали исключение в виде отсрочки вступления в силу нового закона. Предполагается, что в Калининградской области и Сибири новые требования заработают только с марта 2028 года, а на Дальнем Востоке – с марта 2030 года. В рамках обсуждения предлагалось отложить переход к новым требованиям до 2033 года, но это предложение в результате не нашло поддержки.
Техническая исправность транспортного средства подтверждается ежегодным техосмотром. На данный момент в региональных реестрах такси числится 1,046 млн машин, и все они могут работать на линии до списания. Это подтвердил председатель Госдумы по транспорту Евгений Москвичев.