Количество самозанятых постоянно растет. К началу 2026 года их численность прогнозируется на уровне 20 млн человек. Банк ВТБ провел исследование состава плательщиков НПД и презентовал его результаты в преддверии форума ПЭМФ-2025.
Как отметил зампредседателя правления ВТБ Денис Бортников, это самая быстрорастущая предпринимательская категория, оказывающее значительное влияние на развитие экономики. Только за I квартал 2025 года в пользу самозанятых через ВТБ перечислили 2,3 млрд рублей. Это в 2,5 раза больше по сравнению с тем же периодом 2024 года. Сохранение такого темпа ожидается до конца 2025 года.
Среди самозанятых большую часть составляют консультанты, копирайтеры, репетиторы, косметологи, IT-шники, грузоперевозчики, специалисты по ремонту, а также представители редких профессий. Сфера деятельности обширная – от уроков каллиграфии и иностранного языка до пошива одежды для собак и кошек и изготовления предметов интерьера.
«Сортировка» по поколениям выглядит следующим образом. Около 48% самозанятых приходится на поколение Y или миллениалов – людей, рожденных с 1981 по 1996 год включительно. Среди них большинство мужчин, которые ценят свое время, предпочитают гибкий график и активно пользуются онлайн-инструментами для организации и ведения бизнеса.
Второе место (29%) приходится на поколение X – прагматичных, зрелых и более опытных граждан, рожденных в период с 1965 по 1980 год. На долю представителей поколения Z, родившихся с 1997 по 2010 год, приходится только 16% самозанятых – третье место. Четвертую позицию в 5% в этом возрастном рейтинге занимают самозанятые 1946-1964 года рождения. Выявлены также и плательщики НПД в возрасте 90+, проживающие в Ульяновской области и Удмуртии. С начала 2025 года на самозанятость начала переходить молодежь 2011 года рождения – поколение Alpha (стать самозанятым можно как раз с 14 лет).
Что касается гендерной принадлежности плательщиков НПД, то большую часть из них составляют мужчины. Наиболее ярко это заметно среди самозанятых поколения Z – зуммеров. В этой возрастной группе 64% приходится на юношей и 36% на девушек. В поколении Х и Y похожий расклад – около 60% мужчин и 40% женщин. И только среди бумеров женщин-самозанятых больше, чем мужчин – 56% первых и 44% вторых, что объясняется активным поиском подработки и способа самореализации именно женщинами пенсионного возраста.