В Минпромторге рассматривают инициативу саморегулирования онлайн- и офлайн-торговли. Это должна быть структура, аналогичная СРО, призванная устранить правовые дисбалансы в организации торговли. По мнению главы ведомства Антона Алиханова, пришло время перейти на новые правила и отказаться от торгового реестра.
Предполагается, что новый институт саморегулирования торговли объединит крупных и мелких поставщиков, торговые сети, цифровые платформы и органы власти. Его участники должны будут действовать в рамках новых стандартов арбитража и делового поведения, добровольно выработанных и принятых ими. В рамках нововведений ожидается, что маркетплейсы смогут заключать посреднические договоры с торговыми сетями и предлагать их продовольственную продукцию на своих площадках. Сейчас правила иные – маркетплейс сначала выкупает продукты питания у поставщика, а затем предлагает их конечному потребителю.
Еще одно ожидаемое новшество в рамках реформирования системы торговли – разрешить собственникам ПВЗ работать с разными платформами. ПВЗ могут стать мультибрендовыми, и в одном пункте станут выдавать заказы разных торговых платформ.
Отметим, что организация труда в ПВЗ уже привлекла внимание ФНС – при проверках массово выявляются факты нелегального трудоустройства. Это ведомство тоже подключится к реформированию онлайн-торговли.
Работа маркетплейсов сейчас затрагивает многие сферы деятельности и ориентирована не только на физлиц, юрлица тоже активно закупаются на онлайн-платформах. Для анализа и регулирования деятельности маркетплейсов в Правительстве создали специальную рабочую группу. В ее задачи входит обсуждение с селлерами всех нововведений, касающихся онлайн-торговли, разработка предложений для вынесения на обсуждение Правительства.
Одним из таких нововведений стало предложение об интеграции маркетплейсов с ГИС. В Минэкономразвития предложили подключить онлайн-платформы к ресурсам Росаккредитации, Роспатента, системе маркировки и т.д.
Кроме того, на уровне Правительства прорабатываются механизмы борьбы с недобросовестными покупателями на маркетплейсах. Бесконтрольный и безосновательный возврат товаров (не отказ в ПВЗ от выкупа, а именно возврат после него) приводит к убыткам продавцов и производителей. Подобное поведение покупателей планируется скорректировать.