Входит в группу
компаний
1С

Что такое оферта

2 ноября 2023 Автор:

Слово «оферта» часто фигурирует на сайтах интернет-магазинов и в рекламе товаров или услуг. Если компания или ИП некорректно использует этот термин, возможны неприятные юридические последствия. Соответственно, если вы занимаетесь бизнесом, необходимо знать, что такое оферта, и как ее правильно оформить.

Что такое сделка и причем тут оферта

Начнем немного издалека и приведем понятие сделки. В ГК РФ сделками называются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Письменный договор, где прописаны права и обязанности сторон – это один из видов сделки. Но сделка необязательно оформляется письменно, она может быть и устной. В частности, покупая овощи на рынке, обычный человек вступает как раз в такую устную сделку. Продавец при этом получает деньги, а покупатель – нужный ему товар.

Самое важное условие сделки – обоюдная договоренность. Если стороны не пришли к согласию по вопросам цены, единицы измерения, качества и многих других условий, сделка считается незаключенной.

Так вот, оферта простыми словами – это и есть предложение к заключению сделки, поэтому она должна заключать в себе все существенные условия. Причем перечень этих существенных условий зависит от характера сделки.

Например, если вы видите рекламу какой-то сети фастфуда о продаже гамбургера «Гранд Три Сыра» за 199 рублей, то это оферта. В ней есть указание на продавца, конкретный товар и цену.

Но если в объявлении написано «Продаем квартиры за 3 млн рублей», то здесь нет одного из существенных условий – описания конкретного объекта (местонахождение, площадь и др.). Соответственно, продавец и покупатель в принципе не могут договориться о покупке такой квартиры. А значит, это предложение не может являться офертой.

Таким образом, оферта – это первый шаг перед заключением сделки, поэтому важно указать в ней все существенные условия. Но и этого недостаточно, необходимо, чтобы вторая сторона совершила акцепт оферты, то есть согласилась принять предлагаемые условия.

Формы оферты

Закон не устанавливает единой формы оферты, поэтому она может быть устной или письменной. Чем сложнее сделка, тем более подробно надо описать ее предмет, поэтому типичная оферта между коммерческими субъектами выглядит, как проект договора. Как правило, стороны дорабатывают этот проект, внося в него свои условия. Другой популярный вариант оферты – это коммерческое предложение.

А вот понятия «договор оферты» не существует, хотя иногда используется в практике. Здесь имеется в виду несколько другое: счет-оферта – документ, который объединяет в себе оферту и договор. В отличие от договора, счет-оферту не надо согласовывать и подписывать обеим сторонам. Акцепт или согласие здесь выражается фактом оплаты счета.

Чтобы этот документ имел юридическую силу, в нем указывают не только наименование, цену, количество товаров или услуг, но и другие существенные условия договора, например, порядок оплаты и отгрузки, способ доставки. Подразумевается, что раз покупатель или клиент произвел оплату, то он согласен со всеми предлагаемыми условиями сделки, поэтому оспорить счет-оферту трудно.

Другая распространенная форма оферты – это размещение на сайте отдельного документа, который доступен всем желающим. Начиная с 2021 года все интернет-магазины обязаны «обеспечить возможность ознакомления потребителя с офертой путем ее размещения на сайте».

Это условие установлено Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463. Аналогичное требование предъявляется онлайн-школам и другим сайтам, продающим услуги. За несоблюдение этого требования продавца могут оштрафовать на сумму до 40 тысяч рублей по статье 14.5 КоАП РФ.

Виды оферты

Из статей 436 и 437 ГК РФ можно сделать вывод, что оферты бывают:

  • публичные и непубличные;
  • отзывные и безотзывные.

Публичная оферта адресуется неопределенному кругу лиц или, как указано в ГК РФ, любому, кто отзовется. Здесь необходимо иметь в виду, что такое предложение обязывает продавца или исполнителя совершить сделку с любым лицом, который в этом заинтересован, причем, на общих условиях. Например, магазин не может продать бутылку молока за 100 рублей одному покупателю, а с другого взять за это молоко 200 рублей.

Но часто продавцы готовы обсуждать индивидуальные условия сделки, поэтому в рекламе может быть сказано «не является публичной офертой». Это означает, что конкретный покупатель может получить дополнительную скидку или бонус.

Иногда рекламодатели хитрят, и привлекая покупателя каким-то заманчивым предложением, указывают такую фразу, чтобы затем продать товар по более высокой цене или на других условиях.

Однако, если дело дойдет до суда, то оборот «не является публичной офертой» не всегда защитит продавца или исполнителя. И если в предложении есть все существенные условия сделки, то придется выполнить обещанное.

Предположим, в рекламе прозвучало, что при покупке двух десертов капучино идет в подарок. Тогда все покупатели, которые купили по два десерта, имеют полное право на бесплатное капучино. Так что публичная оферта должна предлагаться только тогда, когда продавец или исполнитель в состоянии заключить сделку с любым, кто этого захочет.

Непубличная оферта предлагается конкретному лицу, например, в виде коммерческого предложения. Причем для разных лиц условия непубличной оферты могут различаться, и продавец может отказаться от сделки, если стороны не придут к согласию.

Теперь что касается отзыва оферты, то есть отказа от сделанного предложения. По умолчанию оферта считается безотзывной в течение срока, установленного для ее акцепта. Но есть исключения:

  • оферту можно отозвать, если такая возможность в ней указана;
  • отказ от оферты можно направить до ее получения или одновременно с ней, тогда оферта признается неполученной.

Как составить оферту

Давайте разберемся в том, как составить оферту в виде отдельного документа. Она должна удовлетворять условиям, указанным в статье 435 ГК РФ:

  • адресоваться определенному лицу или лицам;
  • определенно и ясно описывать свое предложение;
  • выражать намерение заключить договор с лицом, который примет предложенные условия;
  • содержать существенные условия сделки.

Важно: выше мы разобрались в том, что такое публичная или адресованная неопределенным лицам оферта, о ней говорится в статье 437 ГК РФ. А в статье 435 ГК РФ приводятся общие условия оферты.

Конечно, оферта одного продавца отличается от оферты другого продавца, если они занимаются продажей разных товаров и заключают разные виды сделок. Тем не менее, общее в них тоже есть, и разделы в них похожие:

  • указание конкретного продавца или исполнителя с регистрационными данными;
  • описание товара или услуги;
  • действия, означающие акцепт оферты;
  • оформление заказа;
  • условия оплаты;
  • порядок доставки товаров или оказания услуг.

Примеры таких оферт можно найти на сайтах интернет-магазинов, онлайн-школ, операторов связи и т.д.

Акцепт оферты

Итак, мы разобрались в том, что такое оферта и чем она отличается от обычного договора. Теперь о том, как выразить согласие с предложением. Что это значит?

В статье 438 ГК РФ ответ лица, которому адресована оферта, называется акцептом. Акцепт должен быть полным и безоговорочным, то есть нельзя согласиться только с некоторыми условиям оферты. Особо оговаривается, что молчание лица, получившего оферту, не является акцептом. Здесь подразумевается не просто физическое молчание на какое-либо предложение, но и игнорирование оферты, то есть отсутствие каких-либо ответных действий.

Акцепт может быть выражен в разных формах, и это не только подписание предложенного контрагентом проекта договора или оплата счет-фактуры. Покупка продуктов в магазине – это тоже акцепт, хотя при этом не подписываются никакие документы.

Типичными действиями, подтверждающими согласие с предложенными условиями, являются также:

  • оформление заказа на сайте интернет-магазина;
  • галочка в поле «Я принимаю условия оферты»;
  • регистрация личного кабинета пользователя;
  • установка лицензионной программы на свой компьютер и др.

Таким образом, оферта и акцепт – это две обязательные составляющие сделки, и одна без другой не имеет смысла. Предложение, которое никто не принял, так же, как и согласие с условиями, которые никто не предлагал, не влекут за собой юридических последствий.

Остались вопросы?
На этом сайте вы можете бесплатно задать свой вопрос нашему специалисту в разделе вопросов и ответов.
Восстановление пароля
Вход
Регистрация
Спасибо за регистрацию! Сейчас вы будете перенаправлены на форму входа...
Нажимая на кнопку «Получить консультацию», вы соглашаетесь на обработку персональных данных.